например: строительство дорог

При некорректном отображении информации на сайте необходимо руководствоваться следующими Правилами.

Интервью газете "Вести региона"

05 декабря, 2013

Тема встречи с мэром Тольятти Сергеем Андреевым была обозначена заранее – самарско-тольяттинская агломерация. Но, как водится, беседа вышла за рамки договоренностей. Нашлось в ней место возникшему противостоянию мэрии и думы по поводу проекта бюджета следующего года и слухам о скорой отставке Сергея Андреева.

– Сергей Игоревич, как вы относитесь к идее самарско-тольяттинской агломерации?

 – Идея самарско-тольяттинской агломерации кажется мне не только разумной, но и своевременной. Мы знаем, что во всем мире идет глобальная конкуренция между городами, наша страна вошла во Всемирную торговую организацию. Это говорит о том, что поле конкурентной борьбы стало шире. В этой ситуации объединяющую идею для двух крупнейших городов Самарской области можно только приветствовать. Понятно, что исторически между нашими городами присутствовал дух соревновательности, здорового соперничества. Но сегодня нужно осознать, что, объединившись, Самара и Тольятти, а также другие городские округа и муниципальные районы Самарской области получат серьезное преимущество. Поодиночке мы слабее.

 Я бы даже сказал, что самарско-тольяттинская агломерация – это придание официального статуса тем процессам, которые уже давно происходят. Мы видим большой пассажиропоток между Самарой и Тольятти, наблюдаем активные экономические связи. На уровне муниципалитетов Самара и Тольятти подписали соглашение о сотрудничестве. Многие проблемы, стоящие перед городами, очень схожи. Удачные решения, которые находятся в Самаре или в Тольятти, безусловно, обогащают оба города в части использования тех или иных подходов в решении застарелых проблем.

 И на уровне жителей наших городов самарско-тольяттинская агломерация уже давно существует. Интересный пример: мэр Самары Дмитрий Азаров в свое время ездил на работу в Тольятти. Ваш покорный слуга некоторое время назад также ежедневно ездил на работу в Самару. Для самарцев и тольяттинцев агломерация – это, в первую очередь, возможность самореализации. И необязательно на той территории, где живешь. В самарско-тольяттинскую агломерацию войдет восемь городских округов и девять муниципальных районов. Уверен, на каждой территории найдется место людям с творческим подходом, профессионалам в своем деле, и выпускникам наших вузов не придется уезжать из региона.

 Еще один момент, о котором хотелось бы сказать. Тольятти воспринимается городом молодым, динамичным. Самара – серьезной, основательной, эдакой купеческой столицей. И в этом тоже есть положительный момент: взаимное дополнение усилит агломерацию. Тольятти привнесет свой динамизм, в хорошем понимании – дерзость и умение идти на риск. Самара уравновесит эти порывы степенностью, основательностью и продуманностью.

– Какой вам видится система управления агломерацией? Мог бы Совет муниципалитетов Самарской области стать структурой управления агломерацией?

 – Здесь, мне кажется, было бы полезно посмотреть и изучить опыт, накопленный в некоторых европейских странах. Я знаю, что в Европе есть агломерации, которые по числу муниципалитетов значительно превосходят нашу, самарско-тольяттинскую. Конечно, российское законодательство в этом направлении еще до конца не проработано, но при наличии у всех участников желания сообща развиваться все возникающие вопросы можно решить за столом переговоров. Однако я считаю, в этом должны участвовать и региональные власти, потому что ряд законодательных решений может быть принят исключительно на уровне субъекта Федерации, если это затрагивает несколько муниципальных образований.

– Еще до объявления Минэкономразвития РФ конкурса по определению пилотных проектов развития городских агломераций Самара и Тольятти разработали каждый свою долгосрочную стратегию развития муниципалитета. Претерпит ли тольяттинская программа какие-то изменения?

 – Безусловно. Программу стратегического развития города Тольятти необходимо будет корректировать с учетом развития запланированных агломерационных процессов. Например, один из ключевых вопросов развития агломерации – это вопрос транспортного сообщения между Самарой и Тольятти. Есть общее мнение, что одной из ключевых транспортных артерий должна стать железная дорога со скоростным сообщением. Это, соответственно, общая задача – надмуниципальная. Но есть чисто муниципальная задача, например, для Тольятти это развитие транспортной инфраструктуры от железнодорожного вокзала до точек доставки людей или грузов.

 По этой схеме, повторюсь, с учетом агломерационных процессов будет проработана имеющаяся программа стратегического развития.

– В Тольятти сейчас идет процедура принятия бюджета на 2014 год. Проходит, мягко говоря, непросто. Выясняется, что у мэрии свой взгляд на главный финансовый документ, у думы – свое видение. Не кажется ли вам, что несогласованность ветвей власти внутри муниципалитета может негативно отразиться на развитии агломерации?

 – Агломерация станет одной из основных идей, вокруг которой будут концентрироваться усилия обеих ветвей власти. И так как часть решений нужно будет принимать между муниципалитетами, это, безусловно, потребует более оперативной выработки согласованной позиции внутри города Тольятти к тем вопросам или вызовам, которые встанут перед агломерацией. Меньше всего мне хотелось бы, чтобы мы оказались теми партнерами, которые внутри своего муниципального образования не могут между собой договориться и тем самым тормозят общий процесс.

 Что касается проекта бюджета на 2014 год, то мне непонятна излишняя политизация этого, скажем прямо, рутинного процесса. Придание какой-то глобальности ежегодно рассматриваемому вопросу. Идет абсолютно нормальный, рабочий процесс, он происходит в рамках и сроках, предусмотренных законом. Как водится, есть два подхода к проекту бюджета: у мэрии, на наш взгляд, он более консервативный, у депутатов же присутствует стремление более оптимистично взглянуть на ситуацию. Причем разница в подходах не в сути расчетов, о которых сейчас так много говорят и пишут, а в том, когда возможные доходы, которые, кстати, в город раньше не поступали, будут в 2014 году получены. Вообще, какова вероятность их получения. Мэрия заняла такую позицию: ведем работу, получаем доходы и только после этого обсуждаем, на что эти доходы потратить. Позиция думы другая: мы уже считаем, что эти доходы обязательно будут получены, поэтому мы их впишем в расходную часть бюджета и примем в таком виде. Вот, собственно, вся разница в позициях. То есть вопрос был не в «сколько», а в «когда».

– Сергей Игоревич, есть ли в уходящем 2013 году события, которые вы бы выделили особо? С чем для вас будет ассоциироваться 2013 год?

 – В первую очередь я бы отметил беспрецедентный по своим объемам ремонт городских дорог. Как магистральных, так и внутриквартальных. Благодаря поддержке губернатора Самарской области Н. И. Меркушкина Тольятти на эти цели было выделено более одного миллиарда рублей. Никогда еще наш город не получал таких средств. Все тольяттинцы отметили этот серьезнейший прорыв. Хочу еще раз подчеркнуть, что сделано это благодаря личной поддержке Николая Ивановича Меркушкина.

 Дороги и транспорт – направления, которые, на мой взгляд, должны развиваться опережающими темпами. В 2013 году совместно с региональными властями и Волжским автозаводом мы с одной стороны, решали тактические задачи – нам удалось обновить существенную долю автобусного парка. С другой стороны, близится к завершению серьезная работа Санкт-Петербургского НИПИ ТРТИ по концепции развития улично-дорожной сети города Тольятти с перспективой на ближайшие 12-15 лет.

 Мне видится очень важной задачей развитие системы общественного транспорта, потому что это направление, в котором развиваются города во всем мире. В 2013 году мы заложили под это серьезные основания в виде разработанной концепции, которую теперь нужно реализовывать. И в части развития дорожной сети, и в части перспективного развития системы общественного транспорта. Мы надеемся, что 2014 год уйдет на подготовку наших транспортных предприятий к новым реалиям, а в 2015-м постараемся реализовать те идеи, которые заложены в концепции.

 В 2013 году начался ремонт детских садов, которые передал на баланс города Волжский автозавод. Открытие первого такого детского сада состоится в текущем году. Следующий детский сад будет сдан в эксплуатацию в 2014 году. Это поможет нам в определенной степени снизить напряженность с местами в детских дошкольных учреждениях.

 Будущий год в России объявлен Годом культуры, и мне очень хочется, чтобы наш город стал одним из центров культурной жизни региона, местом проведения различных фестивалей и форумов. В следующем году большим и важным для нас событием станет проведение всероссийского фестиваля «Студенческая весна»...

– В своем ответе вы как-то плавно перешли к планам на 2014 год, тогда как в году нынешнем некоторые СМИ и блогеры отправляют вас то в Москву на повышение…

 – Мне, безусловно, приятна такая оценка развития моей карьеры со стороны оппонентов. Возможно, они не ошибаются в ее серьезности и перспективах, но вот со сроками, прямо скажем, забегают вперед, вероятно, искренне желая, чтобы продвижение происходило быстрее. Но я их вынужден немножко разочаровать: тольяттинцы наняли меня на работу мэром сроком на пять лет. Все эти пять лет, а возможно, и дольше, в случае повторного избрания, я намерен стараться работать на благо развития города Тольятти.

Весь сайт

Деятельность